Каждый автовладелец знает, что постоянной статьей расхода на обслуживание машины являются шины. Запрета на использование летней резины в холодное время не было до 1 ноября 2015 года, но теперь это является важным условием эксплуатации транспортного средства. Зимние покрышки специально разработаны для перемещения при температуре не более +7°С. Они обеспечивают хорошее сцепление с дорогой, благодаря чему риск заноса сведен к минимуму.
Сегодня на рынке представлен широкий выбор покрышек от разных производителей. Для того чтобы найти оптимальную модель необходимо ознакомиться с указаниями, придерживаясь которых вы сможете подобрать шипованную или нешипованную зимнюю резину для своей машины. В первую очередь важно понять, что шины для холодного времени года отличаются от летних не только рисунком протектора, но и материалом, из которого они изготавливаются. Многие знают с детства, что бывает с обычным резиновым ластиком на морозе – он меняет свои свойства, становясь хрупким, поэтому его очень легко сломать. С покрышками происходит то же самое, поэтому производители используют специальные химические добавки, которые меняют состав резины, делая ее устойчивой к низким температурам.
Маркировки зимних шин для легковых автомобилей
Зимние шины могут быть шипованными или нет, поэтому наличие «иголок» ни о чем не говорит при выборе этих изделий (модели без шипов называются европейскими и скандинавскими). На покрышки для холодного времени года наносится специальная маркировка M+S, она свидетельствует о том, что данная резина подойдет для поездок по обледенелым или заснеженным дорогам. Определенные виды покрышек помечают дополнительным буквенным кодом, рассмотрим, что представляет из себя маркировка зимних шин, расшифровка которой будет понятнее на примере.
Допустим, в магазине вам приглянулась модель 185/70 R14 92T. Что нам говорят эти цифры? 185 обозначает ширину профиля, которая обычно указывается в миллиметрах. 70 – это процентное соотношение высоты и ширины профиля покрышки. R обозначает тип каркаса, в данном случае он радиальный. Дальше следует значение 14, которое определяет посадку диаметра шины (обычно указывается в дюймах) и соответствует внешнему диаметру колесного диска автомобиля. 92 – это максимально допустимая нагрузка на шину.
Полезно! Для микроавтобусов и небольших грузовиков используются многослойные покрышки, поэтому ищите маркировку С или Reinforsed.
Ну и наконец, буква Т обозначает максимальную скорость, которую можно будет развить на таких шинах.
Полезно! Если вы не нашли символа Т, то перед буквой R вы обнаружите обозначение Z или V.
Помимо стандартных обозначений можно встретить и другие маркировки.
- All season (AS) или Any wether (AW) – шины можно использовать на протяжении всего года;
- Mud+Snow (M+S) – «Грязь» + «Снег», собственно и есть зимние шины, которые можно эксплуатировать как на льду, так и на дороге покрытой мокрым снегом;
- Road+Winter (R+W) – еще одно обозначение всесезонных шин, «Дорожная» + «Зимняя»;
- Left/right – когда рисунок протектора ассиметричный шины должны устанавливаться строго на свою сторону;
- Outside/Inside – обозначает, что одну боковину нужно установить с наружной стороны, а другую внутрь;
- Tubeless (TL) – бескамерные покрышки;
- Tube Type (TT) – шины, которые можно использовать только с камерой;
- Temperature A, B, C – термостойкость, которая зависит от того на какой скорости вы ездите.
И еще ряд других маркировок. Зная эти маркировки можно без труда выбрать покрышки для своего автомобиля. Помимо маркировки необходимо обратить внимание на такую немаловажную деталь как протектор.
Протектор
При покупке шин нужно обратить внимание на рисунок протектора, который может отличаться в зависимости от поверхности, по которой вы ездите и других параметров. Рассмотрим основные виды.
Клиновидный геометрический рисунок позволяет отводить от колес кашу и воду, которая образовывается при температурах близких к нулю. Широкие каналы в таких моделях располагаются по принципу «елочки».
Отдельные ромбообразные и прямоугольные фигуры свидетельствуют о том, что шины подойдут для сильно заснеженных участков и неочищенных дорог. Угол клина в таком рисунке неострый.
Широко расположенные канавки и ламели (тонкие прорези), располагающиеся по всей ширине характерны для самых «податливых» покрышек. Такие шины придутся по вкусу любителям «шашечек» и тем, кому приходится часто ездить по сугробам на высокой скорости.
Глубина протектора новых зимних шин должна соответствовать все тем же новым правилам, принятым в конце осени 2015 года. Для летних покрышек это значение осталось неизменным – 1,6 мм, а вот зимняя резина теперь считается изношенной при значении в 4 мм. Если она стерлась и глубина протектора зимних шин стала значительно меньше, то при встрече с сотрудником ГИБДД вы рискуете распрощаться с 500 рублями. Новый закон пока не совсем ясно определяет нарушения такого типа. То есть за поездку на летней резине водителям пока ничего не грозит, а вот если глубина протектора не будет соответствовать нормам – это уже правонарушение.
Высота протектора новой зимней шины может отличаться в зависимости от типа автомобиля. Например, для спорткаров и болидов это значение составляет 5 мм. Высота протектора покрышек для кроссоверов должна быть в пределах 17 мм. Зимние шины для внедорожников 4х4 также должны быть с протектором порядка 17 мм. Если же говорить о сезонности, то для зимних шин значение колеблется от 8,5 до 9,5.
Особенности шипованных шин
Шиповки эксплуатируются на заледеневшей поверхности. Благодаря металлическим шипам, которые буквально впиваются в лед, сцепление колес с заснеженной дорогой улучшается. Самыми лучшими «когтями» считаются алюминиевые. Из этого материала выполняется часть шипа, удерживающая стальной сердечник в протекторе. Именно поэтому шиповки считаются более жесткими (по сравнению с нешипованными изделиями).
Полезно! При выборе зимних покрышек отдавайте предпочтение моделям с алюминиевыми шипами. Полностью стальные изделия тяжелее, поэтому они чаще выпадают, из-за того, что не могут быстро выскользнуть изо льда.
Однако стоит отметить, что при частом использовании таких покрышек на асфальте шипы часто начинают выпадать. Кроме этого, они повреждают дорожное покрытие, именно поэтому такие шины запрещены в большинстве стран Европы.
Автовладельцы, предпочитающие «шиповку» должны учитывать следующие недостатки этих изделий:
- Только что купленные зимние шины нужно обкатать;
- Спортивный стиль езды придется сменить на более спокойный;
- Они быстро закапываются на болотистой местности;
- Пробуксовка и резкое торможение быстро приведет покрышки в негодность;
- Во время передвижения по дороге от шипованной резины исходит шум.
Если говорить о преимуществах шипованной резины, то стоит выделить следующие моменты:
- Высокую проходимость и курсовую устойчивость;
- Уменьшенный тормозной путь.
Особенности нешипованных шин
Шины зимние нешипованные называются фрикционными (в простонародье «липучки» или «липа»). Они отличаются протектором с большим количеством бороздок, благодаря которым покрышки могут впитывать влагу, образующуюся на дороге. Они как будто прилипают к поверхности дорожного покрытия в процессе езды.
Зимние шины липучки условно делятся на две категории: скандинавская и европейская. Каждый из этих типов производится своей компанией, которая учитывает особенности конкретных регионов (дорожные покрытия, климатические условия и прочее). Главным преимуществом таких изделий является возможность внесезонного использования, благодаря чему их можно не менять на протяжении всего года.
Европейские покрышки подходят для мокрого асфальта, когда выпадают осадки в виде снега или дождя. Скандинавская резина предназначена для дорог, покрытых наледью или снежным настилом. Они отличаются лучшим сцеплением и высокой проходимостью. Отличить скандинавские модели можно по рисунку протектора, состоящего из ромбиков и прямоугольников.
Преимущества нешипованных покрышек:
- Они подходят для езды по мокрому или сухому асфальту;
- Сохраняют свои качества при перемещении в теплое время года;
- Создают минимум шума;
- Не вредят дорожному покрытию.
Среди недостатков можно выделить несколько:
- Высокая стоимость;
- Непригодность голых шин при передвижении по обледенелым дорогам.
Какие зимние шины лучше шипованные или нешипованные
При выборе покрышек перед многими встает вопрос, зимние шины, какие лучше выбрать – шипованные или нешипованные (фрикционные).
Если говорить о европейской части России, где зима не всегда характеризуется обилием снега и льда на дорогах, то оптимальным вариантом будет скандинавская резина. Благодаря ей вы с легкостью сможете перемещаться как по снегу, так и во время февральской оттепели. Для более суровых регионов, где жители не сомневаются насчет объема осадков лучше приобретать шипованные покрышки.
Если вы соберетесь поехать в Швецию, Норвегию или Финляндию, то за шипованную резину можно не переживать, так как жители этих стран предпочитают именно такую «обувку». Кроме этого, в этих регионах низкая температура воздуха в зимнее время отличается завидным постоянством, а сама зима длится до полугода. Поэтому если вы спросите финна или шведа «Шипованные или нешипованные шины, что выбрать?» ответ будет однозначно в пользую первых.
Кроме выбора правильного типа шин, необходимо учесть что если вы приобретаете шипованные покрышки их придется обкатать, чтобы они прослужили вам верой и правдой дольше.
Обкатка зимних шипованных шин
Для того чтобы шипованная резина «притерлась» и начала работать правильно необходимо ее обкатать. Это нужно делать по ряду причин:
- При изготовлении шин, изделия покрываются технической смазкой, которая необходима чтобы резина не прилипала к раскаленному металлу. Из-за остатков смазки на протекторе, сцепление с дорогой будет хуже;
- Протектор покрывается тонким слоем наружной резины, которая прикрывает шипы;
- Шипы должны расправиться и встать на место.
Как обкатать зимние шипованные шины? Тут все просто. Достаточно придерживаться нескольких рекомендаций. Во-первых, не ездить на большой скорости, а также стараться избегать резких поворотов и торможения. Чем плавнее вы будете ездить, тем равномернее будут расправляться шипы. Передвигаться так нужно на протяжении первых 500 км, при средней скорости не выше 70 км/ч. Во-вторых, не стоит сразу пытаться откатать все расстояние. Длительные переезды не рекомендуются, поэтому после покупки новых шин лучше преодолевать не более 50 км за одну поездку.
И самое важное, обкатывать покрышки нужно до того, как выпал первый снег. Лучше всего делать это на чистом асфальте.
Как шины разных типов влияют на тормозную систему
Большинство современных автомобилей оборудуются антиблокировочными системами тормозов, благодаря которым при резком торможении машину не заносит. Например, ознакомьтесь с техническими характеристиками и тест-драйвом Volvo S60, чтобы узнать больше об уникальной системе торможения этого надежного шведского авто. Многие зарубежные компании производят шины, которые могут эксплуатироваться совместно с электроникой. Исходя из этого параметра, лучшими считаются покрышки, оснащенные продольными ламелями. Тоже самое можно сказать и о выборе изделий для автомобилей с системами ABS. В этом случае такое расположение ламелей на протекторе позволит вам легче проходит повороты.
Кардинально ситуация меняется, если в автомобиле отсутствуют электронные средства торможения. В этом случае при блокировке колес лучше работаю поперечные ламели.
Производители
Сегодня на рынке можно найти покрышки от разных производителей в различной ценовой категории. Рассмотрим самые популярные и качественные бренды.
Бриджстоун
Японская шинная компания появилась на свет еще в 1931 году и спустя 30 лет стала самым известным производителем шин. Именно на покрышках этого бренда болиды Формулы-1 пятикратно занимали первое место. Шины «Бриджстоун» зимние считаются одними из самых надежных и качественных во всем мире. Их главным преимуществом является возможность эксплуатации в самых сложных условиях проходимости и бездорожья, что актуально для отечественных дорог.
Сегодня в магазинах есть несколько моделей таких шиповок:
- Ice Cruiser – покрышки были разработаны специально для холодных русских зим. Размеры от 13 до 20 дюймов подходят почти для любых транспортных средств;
- Noranza – шины (от 13 до 16 дюймов) были разработаны для небольших легковых автомобилей;
- Naranza Van – покрышки для кроссоверов, минивенов и других машин с повышенным центром тяжести;
- Blizzak Spike 01 – самые технологичные шины, которые обладают шипами особой конструкции;
- Cross-Edge Pin – еще одна новая разработка, которая пользуется популярностью.
Кордиант
Зимние шины «Кордиант» производятся на заводе в России, но это не значит что такие изделия подойдут только для ВАЗа. Наоборот, производитель в первую очередь учитывал, что большинство автолюбителей ездят на Ниссанах, Фордах, Митсубиси и прочих марках машин. Кроме этого при разработке инженеры уделяют большое внимание сцеплению как для асфальта, так и для обледеневшей поверхности. Таким образом, покрышки «Кордиант» оптимально подходят для тех, кто «переобувается» заранее.
Сегодня наибольшей популярностью пользуются следующие модели «Кордиантовских» шин:
- Cordiant SNO-Max – покрышки отличаются уникальным рисунком протектора. Компания разработала свой дизайн канавок и ламелей. Конструкция протектора двухслойная, благодаря чему изделие «проживет» дольше;
- Cordiant Polar 2 – шины с ассиметричным рисунком протектора. Изделия отличаются хорошей управляемостью и небольшим тормозным путем.
Континеталь
Зимние шины «Континеталь» производятся немецкой компанией, которая входит в тройку лидеров Европы по количеству продаж. Продукция этой фирмы отличается высокой проходимостью, долгой эксплуатацией, а также хорошим сцеплением с любыми дорогами.
Сегодня популярностью пользуются следующие шины «Континеталь» (зимние нешипованные и шипованные):
- IceContact 2 – подходят для легковых автомобилей класса SUV. Отличаются хорошим сцеплением как с асфальтом, так и со льдом;
- ContiVikingContact 6 – шиповки разрабатывались специально для российских условий. Шины отличаются от предшествующей модели улучшенным сцеплением и повышенной безопасностью;
- ContiWinterContact TS 830 – покрышки для компактных автомобилей и машин среднего класса. Отличаются хорошим торможением на снегу. Кроме этого модель может быть установлена на автотранспортное средство, оборудованное электронной системой безопасности ESC;
- ContiWinterContact TS 810 – покрышки разработанные для спорткаров.
Данлоп
Зимние шины «Данлоп» первоначально производились в Великобритании, но сегодня заводы компании расположены по всему миру. Этот бренд считается одним из самых старейших в мире, так как компания начала свою деятельность в 1888 году, когда на свет только появились пневматические покрышки. Кстати, первыми предложили разделить протектор на ряды все те же «данлоповские» инженеры, которых можно также поблагодарить и за боковые грунтозацепы.
Из модельного ряда этого производителя сложно выбрать лучшие, так как все шины «Данлоп» зимние нешипованные и шипованные отличаются прекрасными характеристиками (некоторые покрышки даже продолжают движение после прокола). Контролировать состояние шин водитель может с помощью датчика, расположенного на приборной панели машины. Благодаря этому покрышки «Данпол» можно смело назвать «умными».
В заключении
При выборе липучек или шиповок необходимо обращать внимание на параметры, от которых будут зависеть эксплуатационные характеристики «обуви». Учитывайте то, с какой скоростью вы ездите, по каким дорожным покрытиям и как часто. Это позволит вам выбрать самый оптимальный вариант.