После проведения подготовительных работ связанных с ремонтом обмотки якоря следует заняться его разметкой. Разметка позволит безошибочно уложить новую обмотку. Читайте об этом в этой статье.
Все якоря при изготовлении на заводе проходят разметку под обмотку. На зубцах и коллекторных пластинах ставят специальные разметочные знаки. При ремонте якоря перед демонтажем обмотки необходимо обнаружить эти разметочные знаки. Если этого сделать не удается, то по уложенным заводским секциям можно проставить разметочные знаки заново. Если якорь поступает в ремонт с демонтированной обмоткой и разметочные знаки неясны, следует проделать разметку заново.
Процесс разметки якоря под обмотку заключается в перенесении схемы на якорь. Пазы обозначают выбитыми на соседних зубцах якоря знаками, а коллекторные пластины – выбитыми на торцах точками.
Разметка якоря особенно важна для машин, у которых не предусмотрен сдвиг щеточной траверсы. Точная разметка важна также для якорей с шинной обмоткой большого сечения, где концы секций технологически могут быть присоединены только к определенным пластинам коллектора. Разметка якоря выделяется в самостоятельную операцию и поручается наиболее опытным рабочим-обмотчикам.
Существует два способа разметки.
Первый способ
За ось симметрии принимают среднюю линию катушки. Ось симметрии может проходить на якоре через паз или зубец, а на коллекторе – через пластину или миканитовую прокладку в зависимости от того, четны или не четны шаги по пазам и по коллектору. Если шаг выражается нечетным числом, например 9 (стороны секций кладутся в 1-й и 10-й пазы), то ось симметрии на якоре проходит через середину зубца. Если же шаг обмотки по пазам выражается четным числом, например 10 (стороны секций кладутся в 1-й и 11-й пазы), то ось симметрии проходит через середину паза. При четном шаге обмотки по коллектору ось симметрии проходит через середину коллекторной пластины. При четном шаге по коллектору, например 39 (секция соединяет 1-ю коллекторную пластину с 40-й), ось симметрии проходит через изоляцию между пластинами.
Таким образом, зная шаг обмотки по пазам и коллектору, легко можно определить положение оси симметрии. Например, шаг обмотки по пазам yz = 6, а по коллектору yк = 46. Оба шага четные, следовательно, ось симметрии на якоре проходит через середину паза, а на коллекторе – через коллекторную пластину. Так как на каждый паз (или зубец) приходится по окружности определенное целое число коллекторных пластин, то разметку можно начинать с любого паза (или зубца), а не искать какой-то определенный паз (или зубец), который будет более точно совпадать с коллекторной пластиной. И даже в тех редких случаях, когда число секций в пазах разное (например, 3 и 4, 5 и 6 и так далее), при разметке берут два паза за один; тогда на два паза снова будет приходиться целое постоянное число коллекторных пластин (например, 7, 11 и так далее).
Простейшим приспособлением для нахождения оси симметрии служит нитка или линейка, которую обмотчик натягивает вдоль якоря. Прикладывая ее поочередно к серединам пазов, обмотчик смотрит, какой из них совпадает наиболее точно с серединой какой-либо из коллекторных пластин. Обмотчик отмечает данный паз и совпадающую с ним коллекторную пластину, отсчитывает вправо и влево от них половину шага по пазам и шага по коллектору и находит, например, 1-й и 7-й пазы, 1-ю и 47-ю коллекторную пластины, в которые закладывается своими сторонами и концами первая секция. Эти пазы и коллекторные пластины помечают.
Теперь надо определить, какие именно концы секции должны быть вложены в отмеченные пластины. Если число элементарных пазов нечетное, то в отмеченные коллекторные пластины для создания симметрии должны быть вложены средние концы. Если число концов четное, то в отмеченные коллекторные пластины вкладывают концы, лежащие слева от середины паза.
Второй способ
Разметку ведут не от середины катушки, а от первого паза, в который укладывают нижнюю сторону первой катушки. В качестве примера на рисунке 1 показаны схемы разметки левых волновых обмоток четырехполюсной машины с четным и нечетным количеством секционных сторон. Ось симметрии при этом способе находят с учетом следующего:
- Если паз состоит из четного числа элементарных пазов и y2 – четное число, то середина первого паза совпадает с серединой миканитовой прокладки (рисунок 1, а). Середина первого паза совпадает с серединой коллекторной пластины, когда y2 – нечетное число (рисунок 1, б).
- Если паз состоит из нечетного числа элементарных пазов и y2 – нечетное число, то середина первого паза совпадает с серединой миканитовой прокладки (рисунок 1, в). Середина первого паза совпадает с серединой первой коллекторной пластины, когда y2 – четное число (рисунок 1, г).
Рисунок 1. Схемы разметки якоря с волновой обмоткой.
а, в – центр паза совпадает с миканитом; б, г – центр паза совпадает с центром пластины
На схемах, показанных на рисунке 1, нумерация пазов ведется против часовой стрелки, а коллекторных пластин – по часовой стрелке. На этих схемах нумеруют не все проводники паза, а только секционные стороны, поэтому при многовитковых катушках проводники паза, замыкающиеся в секции или являющиеся параллельными, не нумеруют.
Все схемы разметки предназначены для нормальных обмоток, то есть таких, у которых концы катушек по выходе из паза изгибаются наполовину полюсного деления, и в машинах с добавочными полюсами щетки на коллекторе устанавливают точно по линии главных полюсов. По линии добавочных полюсов щетки устанавливают очень редко. При такой установке нижние концы секций по выходе из паза идут к коллектору по прямому направлению, а верхние изгибаются на целое полюсное деление.
На рисунке 2 даны примеры разметки якорей.
Рисунок 2. Примеры выполненной разметки якорей двигателей с волновой обмоткой.
а – z = 35; yz = 9; ип = 4; К = 139; yк = 69; б – z = 35; yz = 9; ип = 5; К = 175; yк = 87
Источник: Логачев И. С., Родин Г. Г., "Ремонт обмоток машин постоянного тока" - Москва: Энергия, 1968 - 128 с.