Название – гостиная, является русским названием комнаты для приема гостей. Такие комнаты появились с начала восемнадцатого века и служили по своему прямому назначению. Сейчас, при современной планировке и размерах квартир, в которых живет большая часть населения нашей страны, роль гостиной выполняет общая комната, обычно самая большая комната в квартире. Она также служит для отдыха всей семьи, совместных игр с детьми, учебных занятий, домашней работы и других видов деятельности. Поэтому при рассмотрении методов организации освещения гостиной, будем иметь в виду именно освещение общей комнаты.

Внимательно посмотрите рисунки 1 – 3 с изображением квартир.

Пример расстановки светильников в трехкомнатной квартире

Рисунок 1. Пример расстановки светильников в трехкомнатной квартире

Пример расстановки светильников в двухкомнатной квартире

Рисунок 2. Пример расстановки светильников в двухкомнатной квартире

Пример расстановки светильников в однокомнатной квартире

Пример расстановки светильников с люминесцентными лампами в однокомнатной квартире

Рисунок 3. Пример расстановки светильников с лампами накаливания и люминесцентными лампами в однокомнатной квартире

Необходимо отметить, что главными функциональными зонами являются зоны отдыха и обеденная зона. Известно, что при наличии кухни-столовой обеденная зона в комнате используется далеко не всегда. Она служит своему назначению только по праздникам или когда приходят гости. Часто в будни за обеденным столом хозяйка кроит и шьет. Если в доме есть студент, то стол может использоваться для черчения или для других занятий.

Довольно часто в общей комнате бывает установлен секретер, открыв который, можно некоторое время читать, писать, рисовать и так далее, но это скорее всего эпизод, чем правило, и так как освещение рабочей поверхности секретера ничем принципиально не отличается от освещения письменного стола небольших размеров, то мы остановимся на этом вопросе, когда будем рассматривать освещение зоны занятий.

Нужен ли светильник общего освещения?

Прежде чем приступить к выбору светильников и их размещению, необходимо решить, иметь ли в центре комнаты, что соответствует укоренившимся традициям, светильник общего освещения или выбирать и размещать светильники по системе зонального освещения. В первом случае светильник окажется в центре помещения, над свободным участком пола, не занятым мебелью. Этот участок используется как проход, как место для танцев и тому подобного, поэтому, прежде всего надо определить вертикальный размер светильника. От пола до нижней точки прикрепленного к потолку светильника должно оставаться не менее 2 метров, в крайнем случае 1 метр 95 сантиметров. Остальное расстояние, оставшееся между этой отметкой и потолком, – вертикальный размер светильника. Для помещений квартир в жилых домах массового индустриального строительства он составляет 0,5 – 0,6 метра. Тип светильника – люстра, построенная по одной из композиционных схем, приведенных на рисунке 4. При относительно невысоких потолках не следует останавливать свой выбор на светильниках, форма которых явно вытянута по вертикали.

Схемы компоновки светильников общего освещения комнат квартир

Рисунок 4. Схемы компоновки светильников общего освещения комнат квартир:
1 – одноярусная люстра из крупных элементов; 2 – двухъярусная; 3 – трехъярусная; 4 – рожковая с рассеивателями в виде стаканов, с лампами, размещенными внутри; 5 и 6 – кольцевое построение люстр с декором из нитей с мелким хрусталем-бусами

Светильники, общая форма которых является телом вращения вокруг вертикальной оси, в отличие от выполненных в виде четкого каре не требуют фиксированного расположения в помещении. Такие светильники следует ориентировать в пространстве в соответствии с осями помещения или соблюсти параллельность плоскостей светильника стенам помещения. В противном случае будет нанесен ущерб художественному облику интерьера.

Светильник, установленный посредине помещения на потолке, может выполнять только функции общего освещения. Это означает, что суммарная мощность его ламп для комнаты площадью 18 – 20 м² должна составлять около 300 Вт (для ламп накаливания). Меньшая мощность не обеспечит минимально необходимую освещенность довольно большой комнаты. В общем для грубой оценки мощности светильников общего освещения можно считать, что на каждый квадратный метр площади требуется не менее 15 – 20 Вт мощности ламп.

Эстетическая роль, которую играет светильник в общем композиционном построении интерьера, достаточно велика. Расположенный в центре светильник выполняет роль пятна, вокруг которого группируются другие элементы предметной среды. Он – центр организации пространства интерьера.

В зональной системе в отличие от системы комбинированного освещения для светильника характерно не только иное место установки, но и выполнение им других, более сложных функций. Однако прежде чем покупать осветительный прибор, следует определить, в какой зоне комнаты будет размещен главный светильник, какое место комнаты следует считать эстетическим и функциональным центром. Как уже отмечалось, таким местом может оказаться обеденная зона.

Освещение обеденной зоны

Освещение обеденной зоны в общей комнате имеет свои особенности. Сначала рассмотрим планировочно-пространственные аспекты, которые, и к этому мы привыкли, оказывают сильное влияние на выбор приемов освещения, их эстетическую значимость и утилитарное содержание. Рассмотрим три основных вида организации обеденной зоны в общей комнате:

  1. собственно обеденная зона, рассчитанная на полный состав семьи и при необходимости трансформируемая в гостевую;
  2. развитая зона занятий, трансформируемая в гостевую обеденную зону в праздничные дни;
  3. временная обеденная зона, организуемая периодически в связи с необходимостью устройства праздничного застолья.

Основной из планировочных задач является желание во всех трех указанных случаях организовать функциональную зону таким образом, чтобы светильник всегда, даже после трансформации зоны для приема гостей, оставался над столом.

С этой целью рассмотрим два случая, которые влияют на выбор светильника: обеденная зона организуется под неподвижно установленным светильником; обеденная зона создается таким образом, что при трансформации требуется перенос светильника в другое место. Первый случай может быть распространен на все три вида организации пространства обеденной зоны в общей комнате, второй случай насчитывает меньшее количество вариантов, но их чаще других можно встретить в квартирах.

Зона занятий, которую можно трансформировать в обеденную зону, создается несколько своеобразным способом. Обычный письменный стол для этой цели непригоден. Он слишком громоздок и неудобен для трансформации. Поэтому его заменяют столом на обычных ножках и без всяких ящиков. Этот стол устанавливается так, что его торец примыкает к шкафной стенке, к той ее части, где сделаны ящики, заменяющие ящики письменного стола, а часть поверхности шкафа, к которой примыкает стол, выполняется горизонтальной. На ней устанавливаются настольный светильник и различные принадлежности, необходимые для работы. Во время использования зоны в качестве рабочей лампа переносится на стол. Это позволяет иметь рабочее место со столом с большой поверхностью, что само по себе удобно. Одновременно не составляет труда переместить стол под светильник общего освещения. Остается окружить его стульями, сервировать – и зона готова для приема гостей. Совсем просто, если мебель в комнате расставлена по старинке и основой обеденной зоны служит круглый стол с раздвижной крышкой. Такой стол никогда не встанет у стены, и поэтому его принято устанавливать так, чтобы сохранить возможность симметричного увеличения зоны в двух противоположных друг другу направлениях. При этом середина стола не меняет своей ориентации в пространстве помещения и светильник, установленный над этой точкой, не требует никакой трансформации – он постоянно оказывается в центре композиционного решения зоны и поэтому ему обеспечена роль центрального композиционного пятна, вокруг которого организуется пространство. Если ваша парадная обеденная зона имеет указанную планировку, скомпонованную по кольцевой или стержневой схеме. И в том, и в другом случае ее композиция построена вокруг вертикальной оси. Ось светильника, совпадая в пространстве зоны с вертикальной осью круглого стола, создает единую композиционную структуру, то самое единство, к которому следует стремиться.

Все выглядит иначе для тех, кто организует парадную обеденную зону в общей комнате по современному образцу – ставит обеденный стол, примкнув его короткой стороной к стене, обычно сравнительно недалеко от входной двери.

Такая обеденная зона, в состав оборудования которого кроме стола, стульев и светильника может входить мебель, предназначенная для хранения сервизов, посуды (даже комнатный холодильник-бар, встроенный, например, в мебельную стенку), может быть весьма развитой и в связи с этим может занимать в интерьере помещения ведущее место как в функциональном, так и в эстетическом отношении.

Спору нет, комната выигрывает от такой расстановки, кажется больше и просторней, но при этом появляются дополнительные трудности. Светильник надо устанавливать над столом, причем чем длиннее крышка прямоугольного стола, тем меньше для его освещения подходит светильник круглой формы. Круглая форма светильника еще может иметь место над столом, рассчитанным на четыре-пять человек, а вот когда их шесть (по три с каждой стороны), тогда целесообразно подыскать светильник, имеющий удлиненную форму. Естественно предположить, что при трансформации в гостевой вариант ориентация зоны не изменится: стол вытянется еще больше и отойдет от стены, освободив пространство еще для одного места. В этом случае светильник необходимо соответственно переместить и установить на новое место – над серединой стола. В противном случае в композиционном отношении пространство зоны вызывает ощущение неупорядоченности, случайности и неудовлетворенности. Неприятного впечатления легко избежать, переместив светильник на другую, заранее подготовленную точку крепления. Конструктивно такое перемещение не представляет особых трудностей – наиболее часто используется один или ряд вделанных заподлицо в потолок дюбелей, к которым тем или иным способом присоединяют детали крепления светильника.

Как и при комбинированной системе освещения, главный светильник, а в том, что светильник обеденной зоны играет эту архитектурную роль в интерьере, нет сомнений, обеспечивает общее освещение помещения. Но относительно высокая общая освещенность создается светильником только в площади обеденной зоны, остальное пространство освещается так, как это позволяет низкая установка источников света и их удаленность от остальных частей помещения. Тем не менее света должно быть достаточно для ориентации в помещении и для того, чтобы можно было разобрать крупный шрифт на корешке книги, стоящей на полке в противоположной части комнаты. Отметим, что это возможно обеспечить, если мощность установленных в светильнике ламп будет соответствовать ориентировочному расчету, упомянутому выше. Кроме общего освещения светильник должен обеспечить и достаточно высокую освещенность всей поверхности обеденного стола. Желательно, чтобы в самой отдаленной от светильника точке она была не ниже 100 лк.

Теперь о размерах светильника. Его диаметр можно считать приемлемым, если он составляет примерно две трети ширины рабочей поверхности стола в его самом широком месте. Выбор вертикального размера предлагается производить таким образом: если разместить за столом двух самых высоких членов семьи, посадив их напротив друг друга, то нижняя точка светильника, расположенного над серединой поверхности крышки стола, должна оказаться на 10 сантиметров над прямой линией, проведенной между сидящими за столом на уровне их глаз. Эта точка будет находиться не выше 1,5 метров от уровня пола. Это означает, что протяженность светильника по вертикали равна 1 – 1,2 метра при высоте потолков, принятых в типовом жилищном строительстве (рисунок 5).

Светильник над обеденным столом

Рисунок 5. Светильник над обеденным столом

В композиционном отношении рассматриваемые светильники можно отнести к люстрам вертикального построения, как это видно из схем, приведенных на рисунке 6. Конструкции этих светильников могут быть также стержневыми и кольцевыми. Конечно, следует иметь в виду, что схематическое изображение светильников дает приближенное, скорее принципиальное сходство с существующими в действительности образцами, но этого вполне достаточно, чтобы знать, на чем остановить свой выбор.

Схемы компоновки подвесных светильников для комбинированного освещения обеденного стола и общего освещения комнаты

Рисунок 6. Схемы компоновки подвесных светильников для комбинированного освещения обеденного стола и общего освещения комнаты:
1 – кольцевая люстра с имитацией свечей по периферии для праздничного освещения и центральной светящей частью для освещения обеденного стола и подсветки помещения светом, отраженным от потолка; 2 – кольцевая люстра с рассеивателями в виде хрустальных граненых стаканов; 3 – кольцевая хрустальная люстра с лампами накаливания малой мощности и центральным источником света для освещения стола и подсветки потолка; 4 – двухъярусная стержневая люстра (остальные данные, как в позиции 3); 5 – одноярусная стержневая люстра с рассеивателями-стаканами; 6 – одноярусная стержневая люстра с хрустальным "поясом" из крупных элементов

Освещение зоны отдыха

Освещение зоны отдыха является наиболее трудным. Именно здесь концентрируются самые противоречивые требования. С одной стороны, необходимы затемнение при просмотре телепередачи, интимная обстановка за чашкой кофе или при дружеской беседе; с другой, феерия света в праздники и при торжественных приемах гостей. Кроме того, масса промежуточных градаций. Вот тут-то и надо большое умение, чтобы удовлетворить всем этим требованиям.

Зона отдыха может быть рассчитана на одного, двух или нескольких человек. На рисунке 7 (вариант а) показана зона отдыха сравнительно небольшого размера, но вполне достаточная для семьи из трех-четырех человек.

Схема планировочного расположения основных элементов оборудования зоны отдыха в общей комнате

Рисунок 7. Схема планировочного расположения основных элементов оборудования зоны отдыха в общей комнате:
а – освещение зоны отдыха большой настольной лампой с декором, установленной на угловой тумбе; б – освещение зоны отдыха светильником-подвесом, установленным над журнальным столом; на придиванной тумбочке – декоративный светильник; в – освещение зоны отдыха напольным светильником и небольшим светильником направленного света (кругляшек с точкой – светильник)

Основным светильником, обеспечивающим работу не менее чем двух человек одновременно, является высокая настольная лампа, стоящая на тумбочке. Общая высота светильника вместе с ней та же, что и у напольного светильника, который можно использовать в случае, если тумбочка отсутствует. Для того чтобы было удобно читать или заниматься рукоделием, следует выполнить требования, которые были рассмотрены в статье "Характерные зрительные работы и рекомендации по их освещению". Светильник (настольный, напольный или подвесной) должен обеспечить комбинированное освещение, то есть необходимую освещенность рабочей поверхности (местное освещение) и общее освещение зоны. Последнее будет создано световым потоком, выходящим в верхнюю полусферу и отраженным от потолка. Для получения освещенности, достаточной для длительной работы, желательно, чтобы суммарная мощность источников света в настольной лампе или напольном светильнике была относительно высокой (120 – 200 Вт – мощность для лампы накаливания). В принципе и напольный светильник, и настольная лампа могут иметь лишь один достаточно мощный источник света. Это намного экономичнее нескольких ламп под одним абажуром. Располагать светильник следует так, чтобы лица сидящих оказались в тени (рисунок 8).

В зоне отдыха

Рисунок 8. В зоне отдыха

Некоторого разнообразия можно достичь, применив напольный светильник с двумя или тремя лампами, каждая из которых будет заключена в отдельную светящуюся часть. Каждая из частей должна иметь устройство (шарнир, гибкий шланг), обеспечивающее изменение положения светящей части в пространстве. Все части напольного светильника делаются обычно одинаковыми – световой поток выходит лишь в одном направлении. Это позволяет не только осветить объект работы, но и направить световой поток другого источника света на потолок (рисунок 9) и получить за счет отраженного от него света необходимое общее освещение в зоне.

Чтение в зоне индивидуального отдыха

Рисунок 9. Чтение в зоне индивидуального отдыха

Если оставить включенной только одну часть светильника, световой поток которой направить на потолок, то при мощности 60 Вт в комнате площадью 18 – 20 м² можно получить световую обстановку, необходимую для просмотра телепередач. Если в Вашем распоряжении настольная лампа или напольный светильник с одной светящей частью и одним мощным (200 Вт, для лампы накаливания) источником света то аналогичную обстановку для просмотра телепередач можно создать с помощью светорегулятора. Он может быть встроен в светильник или приобретен отдельно. Кроме того, для просмотра телепередач могут использоваться декоративные светильники, световой поток которых мал. При просмотре телепередач светильник, освещающий комнату, необходимо расположить таким образом, чтобы его отражение не попадало на экран телевизора. Декоративные светильники рекомендуется использовать тогда, когда избавиться от такого отражения в телевизоре не удается. Подобная ситуация изображена на рисунке 7 (вариант б). На рисунке дана развитая зона отдыха, занимающая большую часть общей комнаты. Круглый журнальный стол и установленный над ним подвесной светильник расположены в центральной части зоны, все остальные элементы группируются вокруг. Подвесной светильник, являясь в данном случае центральным в зоне, должен обеспечивать в ней как общее, так и местное освещение. Это значит, что светотехнической точки зрения наиболее выгоден светильник комбинированного освещения. Желательно, чтобы святящая часть такого светильника могла перемещаться по вертикали. Это позволит приблизить источник света к объекту различения в случае выполнения работ, требующих достаточно высокой освещенности. Одновременно для наибольшего удобства неплохо одновременно иметь возможность перемещать светящую часть и в горизонтальной плоскости. Светильник такой конструкции чрезвычайно полезен во многих рабочих ситуациях. Для точной работы в зоне можно использовать светильник, устанавливаемый на придиванной тумбочке. Очень хорошо, если этот светильник будет укомплектован светорегулятором, что позволит применять его при просмотре телепередач и при использовании дивана в качестве спального места.

(Вариант в) планировочного решения зоны отдыха (смотрите рисунок 7) подразумевает превращение ее в спальную зону на одного человека (преимущественно гостя). Такая зона обычно устраивается в жилой комнате однокомнатной квартиры. Для ее освещения рекомендуется использовать два светильника – напольный, устанавливаемый у журнального столика, и небольшой настольный, размещаемый на тумбочке, предназначенной для хранения постельного белья. Как и в первом варианте, имеется в виду, что для комнаты принята система комбинированного освещения – общий свет создается светильником, установленным на потолке, посередине комнаты. Напольный светильник устанавливается таким образом, чтобы кроме освещения журнального стола он мог создавать комфортные условия для работы человека (иногда продолжительной), сидящего рядом на диване. Светильник для установки на тумбочку рекомендуется выбирать в расчете на чтение в постели перед сном и на отдых лежа, при котором напольный светильник вряд ли будет уместен. Подставка с цветами в пределах пространства, освещаемого напольным светильником очень оживит комнату, а освещенная зелень создаст дополнительный уют.

Кроме зон отдыха, рассчитанных на нескольких человек, используют зоны так называемого индивидуального отдыха. Они организуются в жилых комнатах отдельных членов семьи и чаще всего представляют собой удобное кресло и стоящий рядом напольный светильник или большую настольную лампу на тумбочке или журнальном столике. Если зона индивидуального отдыха рассчитана в основном на чтение, то можно ограничится напольным светильником с лампой мощностью 100 – 150 Вт, с обычным, традиционным расположением светящей части на стойке. Ее положение считается наиболее удобным, если расстояние от нижнего среза абажура до пола составляет 1,1 – 1,2 метра. То же относится и к настольным лампам при их установке на тумбочке. Однако занятия рукоделием (вышивка, шитье на руках и другое) потребуют более мобильной конструкции напольного светильника. Всегда целесообразно, чтобы светящая часть находилась в стороне от стойки. Возможность изменения высоты светящей части в данном случае можно считать почти непременным условием. Кроме того, очень удобны шарнирные устройства или гибкий шланг, обеспечивающий возможность изменения направления светового потока. Если Вы привыкли к работе в кресле при включенном светильнике общего освещения, то можно ограничиться напольным светильником с одной светящей частью.

Освещение зоны занятий

Освещение зоны занятий, связанных с напряженной зрительной работой, требует пристального внимания. От правильного выполнения такого освещения зависит не только облегчение самой работы, но и сохранение зрения, здоровья и настроения занимающихся чтением, письмом, черчением и тому подобным, не говоря уж о том, что специального освещения для занятий требуют школьники и студенты. Зона занятий в зависимости от пространственно-планировочного решения квартиры, ее площади и состава семьи может располагаться в общей комнате, спальне и, что является лучшим вариантом при возможности его осуществления, в жилой комнате, рассчитанной на одного человека.

Обычно для этой зоны отводится место у окна, причем его ориентация связывается с особенностями будущего владельца зоны. Примеры решений приведены на рисунке 10 и рассчитаны на "правшу" с нормальным зрением.

Примеры расположения основных элементов зоны занятий

Рисунок 10. Примеры расположения основных элементов зоны занятий:
а – зона рассчитана на работу одного человека, рекомендуются настольные светильники; б – рабочий стол примыкает торцом к мебельному оборудованию, зона рассчитана на работу одного человека, но обеспечена возможностью общения, рекомендуются подвесные светильники с мобильной светящей частью; в – рабочий стол установлен параллельно стене и примыкает к ней фронтально, зона рассчитана на работу одного человека, рекомендуются настенные светильники (аналогичную ориентацию имеет секретер) (кругляшек с точкой – светильник)

Обычно в состав зоны входит как обязательное следующее оборудование: стол, полки для книг, тумбочки с ящиками для хранения рабочих принадлежностей, стул или рабочее кресло и светильник. Говоря о приемах освещения, необходимо упомянуть, что они постоянно связаны с двумя основными особенностями: планировочно-пространственным решением зоны, и видом деятельности или конкретными зрительными работами, которые предполагается осуществлять в функциональной зоне. Естественно, что планировочно-пространственное решение зоны в наибольшей степени, чем что-либо другое, влияет на выбор способа установки светильника. Виды деятельности служат основой для выбора светотехнических параметров светильника.

Изучение пространственно-планировочных решений организации зоны занятий в квартирах, которые нашли широкое распространение среди семей различных социальных групп, позволило сократить их количество до четырех. Три варианта нашли свое отражение на схеме расположения основных элементов оборудования (рисунок 10), а четвертый – освещение трансформируемого места занятий (секретер) - принципиально не отличается от третьего варианта, и поэтому мы ограничимся лишь его подробным описанием. Необходимо упомянуть, что все три варианта могут как полностью соответствовать изображенным на рисунке, так и быть несколько измененными, с небольшими отклонениями, не имеющими принципиального значения.

Расположение рабочего стола в пространстве помещения называется островным в том случае, если он ни одной из своих сторон не примыкает ни к стене, ни к мебельным элементам. Такое построение зоны занятий довольно распространено, так как обеспечивает установку стола слева от окна. Когда стол ставят иначе, например параллельно окну, то при дневном освещении возникает много неудобств. Исключение будет только для людей, привыкших работать левой рукой. Расположение предметов обстановки в зоне занятий по первому варианту (рисунок 11) создает все предпосылки к удобному использованию обычного настольного светильника.

Расположение светильника при письме

Рисунок 11. Расположение светильника при письме

Его расположение слева от работающего позволяет уложить соединительный шнур, идущий к розетке, так, что он будет малозаметен, и не создаст никаких помех человеку. Разумеется, размер крышки стола при использовании настольной лампы должен быть не меньше среднего (1,1 × 0,7 метра), а лучше, если стол и побольше, так как настольная лампа занимает довольно много места (рисунок 11). Если нет возможности поставить стол необходимого размера, придется отказаться от покупки настольной лампы и вместо нее приобрести светильник на струбцине. Точку ее крепления нужно выбрать так, чтобы светящая часть оказалась в положении, удобном для работы. При этом нужно иметь ввиду, что центр лампы должен быть на высоте 0,3 – 0,4 метра от рабочей поверхности стола, примерно на уровне плеча сидящего за столом человека. Для того чтобы теплота, излучаемая лампой накаливания, не мешала, источник света необходимо удалить от головы работающего на расстояние не менее 15 – 20 сантиметров. Особенно важно проследить за этим на рабочем месте школьника, который сам вряд ли поймет, в чем причина его преждевременной усталости.

Светящая часть настольной лампы может быть выполнена из непрозрачного материала, а может и пропускать какую-то незначительную долю света. Во всяком случае яркость наружной части абажура, находящегося в непосредственной близости от глаз работающего, должна быть невысокой, а ее цвет – спокойным. Наиболее благоприятен зеленый цвет, успокаивающе действующий на нервную систему. Для смягчения контрастов в поле зрения рекомендуется работать при включенном общем освещении.

Как известно, работы в зоне занятий могут быть различными, разной может быть и площадь рабочей поверхности, на которой располагаются объекты различения. Если мы имеем дело с письмом или конспектированием, то всегда можно подвинуть поближе к светильнику бумагу или книгу. Иначе обстоит дело, если, например, чертят на листе ватмана: во-первых, он прикреплен, во-вторых, достаточно велик, и поэтому нам приходится перемещаться во время работы. Тут не обойтись без достаточно мобильного светильника, светящая часть которого могла бы быстро и без особых хлопот перемещаться в нужное место рабочего пространства. Поэтому для чтения и письма подойдет настольная лампа с симметрично расположенной стойкой. Применяя ее, мы не будем испытывать серьезных неудобств. А вот для других работ нам понадобится совсем иной светильник (рисунок 12).

Расположение светильника при печатании на машинке в зоне занятий

Рисунок 12. Расположение светильника при печатании на машинке в зоне занятий

Удобнее всего, когда светильник представляет собой подобие пантографа. Такие светильники в обиходе называют чертежными лампами. Она очень удобна – регулируется одним движением и позволяет не только приблизить источник света к рассматриваемому объекту, но и изменить освещенность, увеличивая или уменьшая ее по мере надобности. Некоторые лампу с пантографом считают некрасивой, неподходящей для использования в жилище. Это утверждение не всегда обосновано. Конечно, не следует устанавливать такой светильник, например, в зоне отдыха или в комнате с хрустальными светильниками, но к деловому интерьеру жилой комнаты, к рабочему столу и его ближайшему окружению, особенно если зона занятий частично и подолгу используется, такой светильник очень к месту. Он может иметь красивую форму светящей части, гармонирующую с обстановкой комнаты, элегантный пантограф, изящную отделку.

Второй вариант освещения дает возможность общения с другим человеком во время работы. Это обстоятельство не может не отразиться на выборе светильника. Во-первых, в этом случае более уместен подвес, высота размещения светящей части которого над столом 0,5 – 0,7 метра. Это потребует более мощного источника света. Если в настольном светильнике нас может удовлетворить лампа накаливания мощностью 60 – 100 Вт, то для подвеса желательно ее мощность увеличить до 100 – 150 Вт. Увеличение высоты подвеса связано с необходимостью хорошо, без помех видеть собеседника, а рост мощности связан с увеличением расстояния до поверхности стола. Во-вторых, мобильность светильника можно уменьшить, так как теперь он будет освещать значительно большую поверхность, чем в предыдущем случае. Настольные лампы здесь неуместны – они загромождают стол, а их шнуры создают помехи. Кроме того, настольная лампа не сможет осветить сразу всю поверхность стола. Рассматривая вариант освещения подвесным светильником, необходимо отметить, что его светящую часть из-за традиционной любви к симметрии всегда стараются разместить над серединой рабочей поверхности. То, что уместно для обеденного стола, не годится для рабочего. На рисунке 10 показано примерное положение светильника, рассчитанное на работу человека сидящего за столом. Естественно, при перемене места соответственно должно быть изменено положение светящей части светильника.

Подвесной светильник – более мощный, поэтому его целесообразно использовать как для местного, так и для общего освещения в зоне занятий. Обеспечивая комбинированное освещение, такой светильник создает хорошие условия для работы в зоне независимо от общего освещения комнаты, которое в этой ситуации можно вообще не включать.

Более скромным является третий вариант. Стол, установленный вдоль стены так, что человек вынужден сидеть к ней лицом, обычно не бывает большим. Для школьника его минимальный размер составляет 0,6 × 0,8 метра, а для взрослого он примерно тот же, что и в первом варианте. Одной из важных характеристик зоны является крепление светильника к стене. Эта особенность и желание высвободить поверхность стола от лишних предметов создают необходимость настенной установки светильника. Наиболее удобны для этой цели светильники, имеющие достаточно большой вынос от стены, размер которого регулируется благодаря конструкции кронштейна, при этом светящая часть светильника может перемещаться над рабочей поверхностью в вертикальном и горизонтальном положениях. У маленького стола в зоне, рассчитанной на занятия младшего школьника, светящая часть светильника может быть закреплена неподвижно; необходимые для чтения и письма удобства будут обеспечены.

Раньше часто для занятий использовался секретер. Конечно, для секретера лучше всего использовать напольный светильник со светящей частью, создающей направленный пучок света. На время работы такой светильник можно взять, например, из зоны индивидуального отдыха – это простейший способ. Он может быть рекомендован в том случае, когда зона занятий используется отдельно относительно редко. Можно иметь для секретера специальный светильник. По своим светотехническим качествам он должен полностью соответствовать светильнику, рекомендуемому для первого и третьего вариантов. Способ крепления – настенный, а мобильность должна быть такова, чтобы светильник, прикрепленный основанием к внутренней боковой поверхности секретера, смог убираться в его полость. Часто под полкой секретера устанавливают люминесцентный светильник. Поскольку такой светильник располагают не над рабочей поверхностью, а перед ней, интенсивно освещенной оказывается часть поверхности, наиболее удаленная от работающего, а над объектом работы света не хватает. Кроме того, нарушается правило о том, что свет должен падать слева. Более благоприятная обстановка создается, если светильник размещен под полкой, нависающей над столом. В этом случае следует стремиться расположить светильник над серединой рабочей поверхности. Такая установка может дать удовлетворительный результат, если в работе не используется глянцевая бумага или серый графитовый карандаш. Отраженной блескости избежать не удастся, а это значит, что мобильный светильник лучше. Рациональной является установка линейного люминесцентного светильника под полкой, когда стол примыкает к стене торцом и прикрепленный под полкой люминесцентный светильник оказывается слева от сидящего.

Источник: Каплинская М. Ю., Бурский В. Б., "Свет в современном жилище", – Москва: Энергоатомиздат, 1984 – 96с.