Залогом долгой, безотказной работы любого электродвигателя является хорошая изоляция. Поэтому перед укладкой обмоток тщательно изолируют все части якоря, пазы и обмоткодержатели. Об этом в данной статье.
Общие положения
Якорь устанавливают на подшипники, протирают поверхность обмоткодержателей смоченной в бензине, уайт-спирите или ксилоле тряпкой, затем обмоткодержатели покрывают с помощью кисти или пульверизатора лаком марки БТ-99 или эмалью ГФ-92ХС и сушат в течение 3–6 часов при температуре 20–30 °С (6 часов для эмали).
По чертежу или аналогично прежнему исполнению заготовляют (нарезают) изоляцию. Из отдельных полос миканита или электрокартона набирают изоляцию необходимой толщины и склеивают полосы клеем, сдвигая каждый слой относительно соседнего (не менее чем на 15 мм), как показано на рисунке 1, а.
Рисунок 1. Изолировка обмоткодержателей.
1 – клин, закрепляющий конец временной киперной ленты; 2 – сердечник якоря; 3 – изоляция, набранная из отдельных полос; 4 – моток киперной ленты; 5 – опора с деревянным подшипником; 6 – свисающий край полотна
Цилиндрическую поверхность обмоткодержателя промазывают клеем и накладывают на нее полоску из хлопчатобумажной ткани. Если на обмоткодержателе имеется выточка, то после укладки полотна накладывают бандаж из нескольких витков шпагата, промазывая клеем каждый виток. Процесс укладки изоляции, показанный на рисунке 1, б, состоит в следующем. Деревянным клином 1 закрепляют в пазу якоря конец мотка киперной ленты 4. Накладывают заготовку изоляции на обмоткодержатель под ленту и, поворачивая якорь, плотно прижимают заготовку к поверхности обмоткодержателя, обстукивая изоляцию деревянным молотком. По всей окружности концы заготовки соединяют встык (рисунок 1, в).
Допускается укладка изоляции на обмоткодержатель без предварительной комплектовки по толщине. При этом заранее подготовленная и промазанная клеем изоляция укладывается отдельными плитами впритык с перекроем 15 мм по слоям.
На уложенную изоляцию обмоткодержателя накладывают слой киперной ленты вполнахлеста.
Поверхность изоляции проглаживают горячим утюгом, чтобы ткань приклеилась к миканиту. Затем снимаю киперную ленту и накладывают слой тафтяной ленты вполнахлеста. Затем наворачивают хлопчатобумажную ткань по всей окружности, чтобы не было пузырей и морщин. При необходимости подрезают ткань по ширине в шести – восьми местах для лучшей укладки. После этого подшивают край ткани к ленте или нижнему слою ткани, после чего поверхность изолированного обмоткодержателя покрывают эмалью и сушат. Форма обмоткодержателя может быть различной.
Изолировка обмоткодержателя, выполненного в виде цилиндрических поверхностей, примыкающих к стали якоря
Изолировка обмоткодержателя, выполненного в виде цилиндрических поверхностей, примыкающих к стали якоря (рисунок 2, а), производится в следующей очередности. Изолируют бортик изоляцией, которая состоит из тех же материалов, что и для обмоткодержателя. Поверх изоляции накладывают слой киперной ленты по ширине бортика (25–30 мм). Ленту отрезают и край пришивают нитками. Ширина полос изоляции на 10–15 мм больше ширины обмоткодержателя. Полоса хлопчатобумажной ткани должна быть шире более чем в 3 раза ширины обмоткодержателя. Ткань укладывают на обмоткодержатель так, чтобы по окончании укладки изоляции можно было завернуть ее края внахлестку и верхний край подшить к нижнему слою.
Рисунок 2. Изоляция обмоткодержателей.
а – в виде цилиндрических поверхностей, примыкающих к стали якоря; б, в – тоже отстоящих на некотором расстоянии от стали якоря; 1 – изоляция обмоткодержателя; 2 – бандаж из шпагата; 3 – обмоткодержатель; 4 – хлопчатобумажная ткань; 5 – изоляция бортика; 6 – бортик
Все остальные операции производят, как описано выше.
Изолировку бортика и обмоткодержателя можно выполнять одновременно, если разность диаметров их превышает 15–20 мм. В этом случае полотно укладывают так, чтобы захватить бортик.
Изоляцию заготовляют с учетом ширины бортика.
Изолировка обмоткодержателей, выполненных в виде цилиндрических поверхностей, отстоящих на некотором расстоянии от стали якоря
Изолировка обмоткодержателей, выполненных в виде цилиндрических поверхностей, отстоящих на некотором расстоянии от стали якоря (рисунок 2, б и в), выполняется следующим образом. Полосы изоляции заготовляют на 20 – 30 мм больше ширины обмоткодержателя, а полосу хлопчатобумажной ткани отрезают несколько более тройной ширины обмоткодержателя. Изоляцию бортика, укладку и крепление ткани выполняют так же как описано выше.
После изолировки обмоткодержателя нужно проверить, плотно ли наложена изоляция. Изолированный обмоткодержатель не должен иметь на поверхности воздушных мешков и выпуклостей изоляции. Длины свисающих концов изоляции и наружной кромки обмоткодержателя должны быть выдержаны по прежнему исполнению, но должны быть не менее 10 мм.
Источник: Логачев И. С., Родин Г. Г., "Ремонт обмоток машин постоянного тока" - Москва: Энергия, 1968 - 128 с.