Развитие современного жилища предопределяет возрастающий уровень требований к освещению и бытовым светильникам. В условиях массового и типового строительства, когда помещения квартир по своим планировочным решениям мало отличаются друг от друга, светильник как один из важных элементов оборудования интерьера является не только орудием утилитарного освещения, но и средством эстетической индивидуализации жилища, повышения его комфортабельности, создания домашнего уюта. Разнообразие функциональных и эстетических требований, предъявляемых к светильникам, вынуждает учитывать большое количество различных и нередко противоречивых факторов. При проектировании необходимо определить возможно точнее светотехническое и декоративное назначение будущего изделия, провести анализ его потребительских свойств, то есть исследовать его в обстановке конкретного жилища.
Потребительские свойства светильника
Понятие «потребительские свойства» очень емкое, оно включает в себя социологические, демографические, социально-психологические и прочие факторы. При проектировании светильников должны быть решены различные задачи: обновление и расширение ассортимента; разработка изделий, аналогичных существующим, но явно недостаточных по количеству и разновидностям; создание совершенно новых изделий, потребность в которых еще не выявлена, и тому подобные. Проектирование светильников для удовлетворения потребностей требует не только изучения деятельности людей в жилище и особенностей формирования современной жилой ячейки – квартиры, но и творческого поиска, результатом которого должен стать принципиально новый, еще не знакомый потребителю светильник, необходимость в котором вытекает из комплекса особенностей жизнедеятельности человека. Создание таких изделий – наиболее интересное и в то же время трудное для художника-конструктора дело. Нелегко найти оптимальное компромиссное решение конструкции и внешнего вида, в котором бы органично воплотились и слились воедино многие и притом противоречивые требования. Есть еще один очень важный аспект, предшествующий процессу проектирования светильника, – с возможной степенью точности должен быть определен адресат – основной потребитель изделия.
Так, светильники могут быть предназначены для массового потребителя, а могут быть адресованы определенной группе. В последнем случае обязательно учитываются особенности потребителей, в частности экономико-демографические (доход, пол, возраст, тип семьи и так далее); социально-групповые (род занятий, профессия, характер проведения досуга, особенности деятельности, отношение к моде и так далее); региональные (национальные мотивы, климатические условия, приверженность традициям и так далее).
Определить особенности той или иной группы потребителей можно лишь в результате глубоких исследований потребительского поведения. Несмотря на отсутствие исследований подобного рода, есть все основания предполагать, что имеются существенные различия в характере потребительских предпочтений молодого и пожилого человека, школьника, домохозяйки и так далее. Мотивы выбора светильников, будучи непосредственно связанными с групповыми особенностями потребителя, весьма различны – модность изделия или его добротность, основательность, традиционность или новизна, современность, смелость формы.
Возраст степень индивидуализации потребительских требований и запросов при их довольно четком разграничении в трех основных художественных направлениях: интерес к лучшим образцам прошлого; активное положительное отношение к современным формам светильников; проявление заинтересованности, явное предпочтение совершенно новых, ни на что не похожих светильников.
Выбор группы потребителя, его предпочтительных тенденций должен предшествовать проектированию и учитываться по мере возможности в конструкции и внешнем виде изделия. Например, проектируя настольный светильник, предназначенный для студентов, выполняющих дома чертежи, архитекторов и конструкторов, работающих по вечерам, необходимо прежде всего предусматривать возможность легкого перемещения светящей части светильника в пространстве, (все три степени свободы), для изменения направления светового потока, причем диапазон таких изменений должен быть довольно широким, так как чертежи могут иметь большие размеры, а рассматривать придется достаточно мелкие детали.
Функционально-эргономические свойства светильника
После того как определено основное назначение, выявлен адресат с его специфическими требованиями, формулируются функционально-эргономические свойства будущего светильника: задача и объекты освещения (например, общее освещение кухни, местное освещение рабочего места школьника и так далее); выбор источника света и их количества, возможность регулирования светового потока и перемещения его светящей части в пространстве, если это необходимо в соответствие с функциональным назначением, выбором светотехнической схемы и других технических и эстетических характеристик в соответствии с назначением изделия; способ установки и место расположения (например, переносной настольный светильник, крепление которого осуществляется к столешнице при помощи струбцины, светильник, встроенный в бар и так далее).
При художественном проектировании и выборе светильников очень важно иметь ввиду следующее: если главной задачей является освещение предметов декора в интерьере (скульптура, картина, экспонаты коллекции, цветы и тому подобного), то внешний вид светильника не должен привлекать внимания. Это обеспечивается использованием элементарной геометрической формы и отделки, маскирующей светильник под окружающие предметы, а также с помощью встраивания в элементы оборудования (например, светильник для подсветки бара). Такое решение не отвлекает внимания от основного объекта, а наоборот, освещая его, выделяет из окружения. Если, освещая квартиру, Вы стремитесь к стилевому единству, то все светильники должны быть решены в присущей выбранному стилю художественной манере, для такого комплекта светильников – гарнитура – характерными являются основные признаки стиля, его канонизированные основы. Применение во всех светильниках одних и тех же унифицированных деталей декора без должного учета масштабности по отношению к размерам каждого из изделий, составляющих гарнитур, недопустимо и представляет собой вульгаризацию идеи стиля. Если главная задача – выбор или создание изделия, выполняющего в интерьере роль предмета убранства, такого, как, например, любая безделушка или сувенир, то следует помнить, что это не светильник, а всего лишь элемент декора.
Светильники не в меньшей мере, чем многие другие бытовые изделия, являются объектом престижа, подражания веянием моды, носителями признаков благополучия и достатка. Разве дорогая хрустальная люстра – не символ обеспеченности, не предмет гордости хозяев? Ведь далеко не каждая семья может позволить себе такую покупку. Эти особенности надо обязательно учитывать уже при выборе группы потребителя среди экономико-демографических и социально-групповых признаков. Не следует забывать об огромном воздействии настоящего искусства на чувства человека – этот вывод давно известен и бесспорен. Поэтому, выбирая светильник в магазине, не забывайте о том, что предметы настоящего искусства вечны. Необходимо всегда относиться к внешнему виду со всей серьезностью – светильники должны быть красивы и элегантны.
Начиная работать над светильником, художник-конструктор учитывает еще два очень важных фактора, которые необходимо знать и потребителю: во-первых, декоративную роль, которую призван выполнять светильник в зависимости от предполагаемого места его установки и художественной значимости, отводящейся ему в организации пространства интерьера, во-вторых, способ производства, на который рассчитывается светильник. В первом случае рассматриваются следующие элементы.
1. Светильник выполняет в интерьере роль основного композиционного центра. Это значит, что такой светильник должен быть главным в помещении среди всех предметов оборудования и убранства. Он должен в первую очередь обращать на себя внимание каждого входящего в помещение как днем, когда он светит, так и вечером. Его декоративные свойства не должны наносить ущерба выполнению утилитарных светотехнических функций.
2. Светильник выполняет в композиции помещения второстепенную эстетическую задачу, ограниченную в основном пределами функциональной зоны. В этом случае светильник, если по замыслу он – главный декоративный элемент в зоне, должен выполнять примерно те же функции, что и в первом случае, но только в пределах пространства зоны, не конкурируя с главным светильником в помещении.
3. Светильник выполняет второстепенную декоративную роль в пределах функциональной зоны. В этом случае его внешний вид должен быть скромен и элегантен. Как костюм для будней отличается от парадного, так и светильник второстепенного композиционного значения не должен выделяться среди окружающих предметов обстановки, особенно днем, хотя по своим декоративным свойствам он должен быть на одном уровне с другими элементами оборудования и убранства в функциональной зоне, играющими ту же, что и он, декоративную роль.
4. Светильник не имеет декоративных функций (например, экспозиционные светильники, освещающие предметы убранства, или светильники для подсветки пола ночью). Он должен быть незаметен.
5. Светильник не имеет никаких функций, кроме декоративных. Он должен быть невелик, для того чтобы не подавлять своими размерами, и выглядеть так, чтобы им можно было любоваться часами, не теряя при этом интереса, как это происходит, когда мы развлекаемся, глядя в калейдоскоп.
Во втором случае разработчик бытового светильника, взяв один из предыдущих моментов за основу, выбирает соответствующий декору способ производства. Светильники по способу производства подразделяются на следующие группы.
1. Авторское исполнение (в нашей стране допускается изготовлять не более пяти штук по одному проекту, подразумевается создание светильника на уровне художественного произведения, так же как скульптура, картина и так далее). Используется только ручной труд.
2. Малая серия – особое производство с привлечением мастеров разных специальностей для производства ряда ручных дорогостоящих работ (огранка и шлифовка хрусталя, чеканка и так далее). Тиражи исчисляются сотнями экземпляров.
3. Промышленное серийное производство с привлечением ручного труда на сборке и некоторых операциях, которые по тем или иным причинам нецелесообразно механизировать. Тиражи исчисляются тысячами экземпляров.
4. Промышленное массовое производство с привлечением средств большой механизации (конвейерные линии; автоматы, изготавливающие отдельные детали; высокий процент унификации; минимум ручного труда). Миллионные тиражи.
Проработка проекта светильника
Работая над проектом светильника, художник-конструктор исходит из сути выбранного композиционного решения, которое состоит в построении выразительной формы деталей, отвечающих назначению светильника и художественному замыслу. При проектировании изделия используются различные художественные приемы – стилизация, копирование изделий прошлого, введение в современные изделия декоративных элементов и стилевых средств, заимствованных из других эпох, новые формы, развивающие стилевые системы прошлого, при этом существенную роль играет масштабная организация формы (масштабные соотношения, соразмерность по отношению к освещаемому пространству, к человеку, использующему светильник, к зоне освещения), форма, не скрывающая конструктивных особенностей и технологии изготовления; модульное конструирование. Последнее очень характерно для современного этапа проектирования светильников, так как существенно расширяет технологические возможности производства. Современное проектирование подразумевает тесную связь конструктора с технологией изготовления светильников и художественным качеством изделий.
Очень важным элементом создания светильников является правильный выбор материалов. Как при выборе конструкции, формы и отделки, так и при выборе материала необходимо учитывать технологию современного производства. Если иметь ввиду массовое, машинное производство, то на современном этапе необходима ориентация на самую современную технологию, на производство, оснащенное современным оборудованием, новейшими технологическим процессами. Только высокая культура массового высокооснащенного производства позволяет выпускать изделия самого высокого класса в количествах, необходимых для удовлетворения современного спроса.
При определении комплекса вопросов эксплуатационного характера проектировщики исходят прежде всего из основных процессов установки и обслуживания светильника, а именно: установки светильника на рабочем месте и присоединения его к электрической сети; чистке светильника; ремонта светильника; управления освещением. Основная задача – максимально, сообразуясь с назначением изделия и его конструктивными особенностями, упростить установку светильника и его ремонт, существенно сократит количество операций и время, необходимое для чистки светильников. Все операции, связанные с эксплуатацией светильников, должны быть доступны потребителям разной квалификации и разного возраста. Чрезвычайно важным является обеспечение электробезопасности при эксплуатации и удобное размещение органов управления (выключатель и светорегулятор должны быть удобно размещены и доступны).
Окончательные этапы создания светильника
Дальнейшие этапы проектирования направлены на материализацию авторского замысла, в основе которого лежат светотехнические, эстетические и конструкторские идеи и соответствующие им характеристики. На основе функционально-эргономических и эстетических требований, предъявляемых к проектируемому изделию, на первом этапе разрабатывается техническое задание, в котором приводятся сведения, необходимые для создания изделия и последующей проверки соответствия результатов выполненной работы первоначальному замыслу. На втором этапе создается эскизный проект. Художник-конструктор на основе проработанных светотехнических схем с учетом комплексных требований определяет форму изделия, выбирает отделку, цвет, конструкционные материалы.
После выполнения ряда эскизных проработок и выбора варианта, наиболее удовлетворяющего всем поставленным требованиям, начинается третий этап работы – создание макетных образцов, на которых в лабораторных условиях проверяются основные технические и эстетические параметры, одновременно выявляется уровень технологичности изделий. Четвертый этап – рабочее проектирование, которое осуществляется на основе эскизного проекта с учетом всех замечаний, появившихся в процессе исследования макетных образцов. На этой стадии до конца прорабатываются вопросы, намеченные в эскизном проекте: сочленение частей и элементов светильника, крепежные детали, отделка поверхностей и так далее. На этом же этапе устанавливается степень унификации изделий, то есть возможности использования отдельных деталей и конструктивных узлов изделий, разработанных и освоенных ранее. Этап рабочего проектирования завершается изготовлением опытных образцов и обстоятельным исследованием их параметров. Одновременно с разработкой рабочих чертежей готовят к печати инструкции по монтажу и эксплуатации светильников, в которых указывают способ крепления изделий и порядок сборки, приводят электрические схемы и технические характеристики, а также дают рекомендации потребителю о целесообразном размещении светильников в помещениях и их рациональном использовании. Рекомендации сопровождают рисунками и фотографиями. После утверждения опытного образца изготовляется оснастка, осваивается технологический процесс и выпускается опытная партия светильников. Опыт работы показывает, что в ряде случаев исследования и консультации, проводимые на одном из этапов работы, выявляют целесообразность возвращения к предыдущему этапу проектирования с целью частичной доработки, а иногда и коренной переделки проекта. Это позволяет в итоге получить функциональное, обладающее высокими светотехническими параметрами, технологичное в изготовлении изделие выразительной формы и декора, удобное и безопасное в эксплуатации.
Для того чтобы в производстве осваивались только качественно спроектированные изделия, чтобы население получало изделия, удовлетворяющие его потребности по номенклатуре, диапазону цен, требованиям к художественному решению и так далее, каждое изделие (его макет или опытный образец) предоставляется во Всероссийский Научно-Исследовательский Светотехнический Институт (ВНИСИ) на консультацию и утверждение. Специалисты высокой квалификации проверяют изделие на соответствие всем современным требованиям, оценивают уровень его потребительских свойств, уровень его качества. Определяется также соотношение между количеством удовлетворяемых потребностей и затратами на их реализацию, без чего характеристика уровня качества изделия не может быть полной. Эстетические достоинства образца устанавливаются Центральным художественно-техническим советом при ВНИСИ. В состав совета входят специалисты различного профиля: светотехники, архитекторы, художники декоративно-прикладного искусства, специалисты по стандартизации, сбыту и так далее. Результатом приемки опытно-конструкторской работы являются заключение о целесообразности (или нецелесообразности) освоения изделия в серийном производстве, а также рекомендации, в случае необходимости, по доработке художественно-конструкторского решения. Так изделие получает путевку в жизнь и после освоения производством попадает потребителю.
Источник: Каплинская М. Ю., Бурский В. Б., "Свет в современном жилище", – Москва: Энергоатомиздат, 1984 – 96с.