Покупка новых шин для транспортного средства сопряжено со значительными материальными затратами. Поэтому каждому автолюбителю хочется, чтобы приобретенные изделия прослужили как можно дольше. Для этого их необходимо правильно эксплуатировать. Речь идет о регулярном контроле давления воздуха в шинах и поддержании значений, рекомендованных производителем автомобиля. В дальнейшем от этого во многом будет зависеть не только безопасность самого водителя и пассажиров, но и остальных участников дорожного движения: ведь и перекачанные, и недокаченные колеса могут привести к весьма серьезным последствиям.

Важно! Исследования, проведенные различными международными ассоциациями совместно с производителями различных марок транспортных средств, однозначно показывают, что автомобили с некорректным давлением в шинах попадают в ДТП в 3 раза чаще.

Рекомендованное давление

Давление воздуха в шинах автомобиля измеряют в:

  • барах (1 бар ≈ 1 атм) – наиболее привычная для российских автомобилистов единица измерения;
  • килопаскалях (100 Кпа = 1 бар);
  • фунтах на квадратный дюйм (14,5 PSI = 1 бар).

Узнать о том, какое давление воздуха должно быть в шинах вашего автомобиля достаточно просто. Рекомендованные величины (при различных нагрузках и типоразмерах колес, которые можно использовать на данном транспортном средстве) указаны в информационной табличке, которая имеется в каждом автомобиле. Обычно ее располагают на внутренней стороне крышки бензобака (где естественно указан и допустимый вид топлива) или стойке крепления водительской двери (иногда под капотом или на крышке багажника).

Информационная шильда

Правильно накачанные шины обеспечивают:

  • Наилучший контакт колес транспортного средства с дорожным покрытием по всей ширине протектора. Это позволяет достичь хорошей управляемости и быстрой реакции автомобиля на изменение положения рулевого колеса.
  • Заявленный производителем расход топлива.
  • Длительный срок эксплуатации колес, благодаря равномерному износу протектора по всей его ширине.
  • Оптимальное соотношение безопасность/комфорт езды для данной марки автомобиля.

Нормальное давление

Важно! Рекомендованное производителем давление в шинах выбрано в результате многочисленных тестов и проверок, которые проводились в разнообразных дорожных условиях и при различных нагрузках. Соблюдение указанных величин не только позволит вам эксплуатировать покрышки длительное время, но и обеспечит наиболее безопасные условия езды на автомобиле.

Негативные последствия повышенного давления

Если давление в шине значительно превышает рекомендованное заводом-изготовителем автомобиля, то контакт колеса с дорожным покрытием значительно уменьшается и осуществляется только за счет узкой центральной части протектора. Естественно это имеет свои негативные последствия:

  • Снижается динамика (резко «стартануть» с места на таких колесах не получится) и управляемость (за счет меньшего сцепления колес с дорогой).
  • Увеличивается тормозной путь (по оценкам экспертов не менее чем на 10%), а это чревато непредвиденными ДТП (особенно при экстренном торможении).
  • Значительно снижается комфорт езды. Водитель и пассажиры ощущают неприятные удары даже от небольших неровностей дорожного полотна или мелких предметов и камней, зачастую валяющихся на наших дорогах.
  • Срок службы колеса заметно сокращается.
  • Детали подвески изнашиваются быстрее.
  • Увеличивается риск пробоя колеса.

Пониженное давление

Для информации! Любители «добавить» в каждое колесо лишних 0,3÷0,4 бара уверенно утверждают, что это приводит к значительной экономии топлива (чуть ли не 1 литр на каждые 100 км пробега). Однако, прежде чем прибегать к их советом, следует серьезно задуматься, что для вас важнее: незначительная экономическая выгода или собственная безопасность.

Минусы шин с недостаточным давлением

При недостаточном давлении в шинах пятно контакта каждого колеса с дорожным полотном значительно меньше (по сравнению с нормально накачанными). В этом случае «работают» только внешние части протектора. А это, в свою очередь, приводит к следующим негативным последствиям:

  • Ухудшению управляемости.
  • Повышенному расходу топлива.
  • Опасности возникновения так называемого эффекта аквапланирования на мокрой дороге за счет воздушной подушки, которая образуется между дорожным покрытием и поверхностью колеса. Опираясь только на внешние боковины колесо уже не способно эффективно отводить воду из-под колеса. В результате высока вероятность ухода машины в неконтролируемый занос при совершении резких маневров, что чревато весьма серьезными последствиями.
  • Возрастанию риска самопроизвольного разбортирования колеса при совершении резкого поворота или другого маневра (особенно на большой скорости).
  • Повреждению колесного диска (при очень заниженном давлении).
  • Разрыву корда и появлению так называемых «грыж».
  • И, естественно, быстрому износу самой шины.

Пониженное давление

Когда, чем и как часто мерить

Производители указывают рекомендованные значения давления для так называемых «холодных» шин (в инструкции по эксплуатации и на информационной шильде). То есть, перед контрольным замером автомобиль должен находиться без движения не менее 2÷3 часов (этого достаточно, чтобы шина остыла). Ведь даже после поездки на расстояние в несколько километров на небольшой скорости колеса нагреваются, и давление в них поднимается в среднем на 0,2÷0,3 бара.

Для контроля давления в шинах применяют специальные приспособления – манометры. На сегодняшний день автолюбители, в основном, используют две разновидности этих приборов:

  • стрелочные;
  • цифровые.

Манометры

У вторых точность показаний больше, чем у первых. Однако цифровые измерители стоят дороже, и к тому же требуют периодической замены аккумулятора. Стрелочные приборы отличаются надежностью и простотой, да и цена на них более демократичная. Выбор таких устройств весьма разнообразен. Главное приобретать такие приспособления надо от проверенного и хорошо зарекомендовавшего себя производителя. Доверять же манометрам, установленным на пневматических насосах бензозаправочных станций, не стоит. Из-за частого их использования уплотнительные кольца штуцеров достаточно быстро изнашиваются и показания могут значительно отличаться от реального давления в шинах вашего автомобиля.

Чем чаще вы будете осуществлять контроль давления, тем лучше. Специалисты рекомендуют делать это не реже чем 1 раз в месяц.

Для информации! Если вы планируете поездку на очень перегруженном автомобиле, то лучше поднимите давление в шинах на 0,2÷0,3 бара выше рекомендованного.

Приспособления для мониторинга давления в шинах

Практически все современные автомобили так называемого «Премиум класса» изначально оборудованы системой мониторинга давления в колесах. Показания выводятся на информационный дисплей приборной панели. Причем, сам автомобиль «сообщает» владельцу звуковым и световым сигналом что одно (или несколько) колесо накачано не в соответствии с рекомендациями производителя.

Владельцы более простых моделей транспортных средств, которые дорожат своим временем и заботятся о собственной безопасности, могут дооборудовать свой автомобиль системами мониторинга давления. В комплект поставки такого устройства обычно входят:

  • Четыре специальных колпачка. В каждый из них встроен электронный манометр, маломощный передатчик и малогабаритная батарейка, как правило, стандарта CR2032.
  • Автономный блок синхронизации (со встроенным модулем Bluetooth). В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели питание может быть осуществлено либо от двух батареек АА, либо от бортовой сети автомобиля посредством штатного гнезда прикуривателя.
  • Специальный антивандальный установочный ключ.

Монтаж такой системы занимает не более 5 минут:

  • С помощью комплектного ключа устанавливаем на колеса колпачки (взамен штатных).

Измерительный колпачок

  • Закрепляем блок синхронизации в удобном и доступном месте автомобиля.
  • Устанавливаем на смартфон (с операционной системой Android или iOS) специальное приложение.
  • Осуществляем необходимые настройки (которые появляются на дисплее мобильного устройства).

Мобильное приложение для мониторинга давления

Теперь можно осуществлять контроль давления во всех четырех колесах в течение нескольких секунд, не тратя времени на измерения с помощью обычного ручного манометра. Причем, система отправит вам сообщение, если какая-нибудь из шин «приспутила» и предупредит о необходимости ее подкачки перед запланированной поездкой.

На сегодняшний день комплект от малазийского производителя FOBO (с предельным давлением датчиков до 3,5 бар, что вполне подходит для большинства легковых автомобилей) стоит около 11000÷12000 рублей.

Комплект для мониторинга давления

Приспособления от китайских фирм Careud, Pershn или Careslong с блоком синхронизации, предназначенным для установки в штатное гнездо прикуривателя, можно приобрести за 5000÷6000 рублей.

Блок синхронизации для установки в гнездо прикуривателя

Таблица рекомендуемых значений давления воздуха в шинах

Для тех, кто просматривает статью на мобильном устройсте. Таблица представлена в PDF формате, и отображается только на стационарных копьютерах, под управлением операционной системы Windows. Сори!!!

{pdf=https://kratko-obo-vsem.ru/images/air-pressure.pdf|100%|500|native}