Электрические машины постоянного тока могут быть высушены одним из следующих методов:
а) методом нагрева током;
б) методом внешнего нагрева.
Чаще всего применяется метод внешнего нагрева.
При сильно увлажненной изоляции метод нагрева током, особенно постоянным, применять нельзя из-за опасности электролитического повреждения паек.
Сушка нагревом обмотки током
Сушка нагревом обмотки током может быть выполнена методом короткого замыкания в генераторном режиме или от постороннего источника постоянного тока. Сушка коротким замыканием применяется главным образом для генераторов постоянного тока, так как она требует вращения якоря машины на номинальных или близких к номинальным оборотах.
При сушке коротким замыканием в генераторном режиме якорь машины приводится во вращение от первичного двигателя. Выводы (рисунок 1) от якоря, соединенного последовательно с обмоткой дополнительных полюсов, закорачивается через амперметр. Последовательная обмотка, если она есть, отсоединяется от схемы, чтобы не допустить чрезмерного возрастания тока в якоре из-за самовозбуждения. Возбуждение на шунтовую обмотку не дается. Перед пуском щетки на коллекторе сдвигаются с нейтрального положения в направлении вращения на одну-две коллекторные пластины для ограничения величины тока в якоре до номинального значения. После пуска щетки сдвигаются против вращения до достижения необходимого тока, который будет индуктироваться в закороченном якоре за счет остаточного магнетизма ( гистерезиса ). В случае, если установка щеток в нейтральное положение не даст необходимого тока сушки в якоре машины, следует увеличить число оборотов первичного двигателя (если это можно сделать без его замены) либо подать ток в шунтовую обмотку от постороннего источника. Для регулировки тока возбуждения с шунтовой обмоткой следует включить шунтовой реостат или другое регулируемое сопротивление.
Ток сушки в якоре не должен превышать (0,5 – 0,7) × Iном. Если из-за большой величины остаточного магнетизма ток сушки, даже при полном отсутствии тока в шунтовой обмотке, превышает (0,5 – 0,7) × Iном, необходимо уменьшить обороты первичного двигателя или, если обороты двигателя не регулируются, включить в цепь якоря небольшое по величине добавочное сопротивление, способное выдержать ток сушки. В случае отсутствия такого сопротивления на главные полюсы наматывают по одному витку в направлении, противоположном направлению витков шунтовой обмотки, и подключают временно наложенные витки последовательно с якорем, что оказывает размагничивающее действие, а значит, предотвращает самопроизвольное увеличение тока короткого замыкания сверх допустимой величины. Для подъема тока до нужной величины придется прибегнуть к подаче в шунтовую обмотку тока от постороннего источника.
Сушка от постороннего источника
При этом ток сушки подается в якорь, соединенный последовательно с обмоткой дополнительных полюсов (рисунок 2). Обмотки возбуждения не включаются. Якорь во время сушки целесообразно периодически проворачивать для равномерного прогрева обмотки, а также для того, чтобы под щетками не подгорели коллекторные пластины. Щетки на коллекторе необходимо установить в строго нейтральное положение, так как невозбужденный и ненагруженный двигатель или генератор даже при незначительном сдвиге щеток с нейтрали может пойти вразнос. Наиболее удобно в качестве постороннего источника иметь генератор постоянного тока. Регулировка напряжения и тока сушки в этом случае производится изменением возбуждения генератора. Если для сушки используется источник с постоянным напряжением, то регулировка тока сушки производится при помощи реостата, рассчитанного на ток сушки. Ток сушки в этом случае должен быть в пределах (0,5 – 0,7) × Iном.
Напряжение на якоре при сушке сравнительно мало, и если подключить к этому напряжению катушки шунтовой обмотки, то ток в этих катушках будет близок к нулю. Поэтому сушку катушек шунтовой обмотки, если она требуется, целесообразно производить отдельно. Для регулировки тока в катушках можно использовать шунтовой реостат или другое сопротивление.
Источник: Алякртский И. П., Мандрыкин С. А., "Сушка электрических машин и трансформаторов" – Москва: Энергия, 2-ое издание, 1974 – 72с.