Прежде чем приступить к ремонту обмотки якоря следует выполнить ряд подготовительных работ. Подобрать инструмент, вынуть старую обмотку, обработать пазы и зубцы. Обо все этом читайте далее.

Виды ремонта вращающихся электрических машин

Устанавливаются три вида ремонта: капитальный, средний и текущий.

К капитальному ремонту относится ремонт с полной разборкой машины, перемотка всей или части обмотки якоря или обмотки полюсов, или изготовлением нового коллектора, или сменой подшипников, вала, вентилятора, ремонтом траверсы, пальцев и щеткодержателей с лакировкой, сушкой и испытанием.

К среднему относится ремонт с полной разборкой машины с частичной перемоткой или подизолировкой обмотки полюсов, подпайкой обмотки якоря к коллектору, ремонтом щеточного механизма, проточкой коллектора и заменой отдельных деталей с лакировкой, сушкой и испытанием.

К текущему ремонту относится ревизия с полной разборкой машины, очисткой и проверкой всех узлов, мелким ремонтом выводов, щеточного механизма, сменой щеток, лакировкой, сушкой и испытанием.

На капитально отремонтированной машине рядом со старым заводским щитком укрепляется новый, на котором указываются: наименование и товарный знак ремонтного предприятия, мощность, напряжение, номинальный ток, скорость вращения, ремонтный номер, год выпуска из ремонта. На все электрические испытания машин должны быть составлены протоколы испытаний.

Инструмент необходимый при обмоточных работах

Топорик из фибры (рисунок 1, а) служит для осаживания проводов в пазу в процессе намотки (у обмотчика должен быть набор из 5–6 топориков).

Фибровая пластина (рисунок 1, б) предназначена для укладки и натягивания в пазу верхних сторон секций.

Для обрезания выступающих краев пазовой коробочки заподлицо со сталью сердечника якоря перед заворачиванием этих краев и закладкой клина служит нож (рисунок 1, в).

Фибровый язык (рисунок 1, г), конец которого вводится вдоль уложенных в паз проводников, служит для устранения перекрещиваний проводов в пазу.

Для гнутья проводов жестких секций из шинной меди применяют ключи (рисунок 1, д).

Для вытаскивания клиньев из пазов служит выколотка (рисунок 1, е).

Для проталкивания проводов через шлиц паза служит пластина (рисунок 1, ж), которую можно изготовить из текстолита или гетинакса.

Кроме того, обмотчику следует иметь проволочные крючки для протаскивания ленты, пинцет из стальной полоски с заостренными краями для очистки изоляции проводов, молоток, керн, кусачки, ножницы, линейки, паяльник или паяльную лампу и прочее.

Рисунок 1. Инструмент обмотчика.
а – топорик из фибры; б – фибровая пластина; в – нож; г – фибровый язык; д – ключи для гнутья стержней; е – выколотка; ж – пластины для проталкивания проводов в шлиц паза

Подготовительные работы

Для якоря, который подлежит перемотке, необходимо выписать данные его обмотки из паспорта машины, чертежей заводов-изготовителей или справочной литературы. Если таких данных нет, то приходится снимать схему обмотки. При этом надо учитывать, что машина уже могла подвергаться перемотке, во время которой могли быть допущены отступления от первоначальной схемы.

Для размотки обмотки якорь устанавливают шейками вала на стойки так, чтобы его можно было легко вращать. Якоря машин большой мощности устанавливают на деревянные подшипники, которые укрепляют на специальных опорах. Деревянные подшипники должны иметь полукруглый вырез по размеру вала. Для лучшего скольжения вала подшипники смазывают техническим вазелином.

Перед выемкой распаивают обмотки и снимают бандажи, замечают их расположение, записывают диаметр бандажной проволоки, число замков бандажей, их размеры, а также расположение, материал и размеры изоляции под бандажами. После этого измеряют длины пазовой и лобовой частей обмотки. Затем определяют тип обмотки (волновая, петлевая), шаги обмоток. Для определения шага по коллектору отпаивают несколько проводников от пластин коллектора и ставят метки на соответствующих пластинах и проводниках. Затем контрольной лампой, подключенной к одному концу секции, находят второй ее конец. Метки на пазах делают ножом или зубильцем на двух зубцах, между которыми лежит фиксируемый паз; пластины отмечают керном на торцевой поверхности. По меткам на коллекторе находят шаг по коллектору.

Перед снятием обмотки необходимо наметить какой-нибудь паз (накерниванием соседних зубцов), а также те коллекторные пластины, с которыми соединены концы сторон секций, лежащих в этом пазу. Это необходимо для сохранения прежнего расположения обмотки по отношению к коллектору.

Клинья, которые удерживают обмотку в пазах, выбивают молотком весом 0,5 – 1 кг и специальной стальной выколоткой (рисунок 1, е), установленной в торце клина. Для облегчения выемки обмотки из пазов и лучшей сохранности изоляции якорь с миканитовой изоляцией рекомендуется предварительно прогреть до температуры 80 °С. Затем очищают пазы якоря от налипшего лака, а промежутки между коллекторными пластинами – от припоя. После того как секции вынуты, необходимо снять точечный эскиз пазовой и межслойной изоляции, определить марку и толщину изоляции, число слоев и последовательность укладки.

Приспособление для выемки обмотки из пазов
Рисунок 2. Приспособление для выемки обмотки из пазов

Снова устанавливают якорь на стойки и вынимают секции из пазов специальной тонкой лопаткой (рисунок 2) или тонким клином, который вгоняется между верхними и нижними секциями в пазу. Это нужно для измерения размеров секций. Вынимать секции обмотки из пазов нужно осторожно, стараясь не ломать и не повреждать их. Некоторые секции при восстановлении обмотки могут быть использованы вновь.

Если на якоре имеются жирные пятна и другие загрязненные места, их следует снять тряпкой (ветошью), смоченной в керосине или бензине. При необходимости зубцы сердечника якоря выравнивают, снимают у них заусенцы, производят опиловку выступающих пластин в шлице и внутри паза. После устранения неисправностей листов сердечника якоря, зубцов и нажимных пальцев производят подпрессовку листов стяжными шпильками. При необходимости пазы продорновывают. В случае обнаружения выгораний или других повреждений листов расчищают выгоревшие места шлифовальным кругом с электроприводом через гибкий вал. После этого якорь продувают сжатым воздухом.

Сердечник якоря окрашивают эмалью марки ГФ-92ХС или лаком БТ-99 и сушат после покраски на воздухе 6 или 3 часа соответственно. В машинах с теплостойкой изоляцией покраску сердечника якоря производят теплостойкими покрывными эмалями.

Источник: Логачев И. С., Родин Г. Г., "Ремонт обмоток машин постоянного тока" - Москва: Энергия, 1968 - 128 с.